ГРЯДУЩАЯ КУЛЬТУРА И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ - Ерёменко Елена Евгеньевна

Все мы прекрасно помним, что в России 2014 год был объявлен - Годом культуры. Данное событие, на самом деле, имело глубокий смысл и довольно значимую причину. Дело в том, что Россия, как и мир в целом, находится в глубочайшем системном кризисе. Причины этого кризиса глубоко метафизичны. Решением, сложившейся ситуации в стране, являются осознание Национальной Идеи России и резко возросшее внимание к проблеме Культуры.



Все мы прекрасно помним, что в России 2014 год был объявлен - Годом культуры. Данное событие, на самом деле, имело глубокий смысл и довольно значимую причину. Дело в том, что Россия, как и мир в целом, находится в глубочайшем системном кризисе. Причины этого кризиса глубоко метафизичны и о них уже высказывались ("Метафизические предпосылки краха России и за кем сегодня наблюдает Воланд"). Оперируя смыслами, нельзя не признать, что Россия, как одна из значимых наций на планете, – «ведома свыше» и ей «помогает Бог» («Бог помогает России, но не власти»). 

Так вот, ключевым решением, сложившейся ситуации в стране, являются осознание Национальной Идеи России и резко возросшее внимание к проблеме Культуры. На самом деле, это был шаг государства (был даже разработан и предложен «Проект основ культурной политики», на эту тему, - читайте статью о новой Грядущей Культуре – альтернативе государственному «Проекту основ культурной политики») к осознанию своего универсального ресурса развития, шаг к постижению и реализации смысла человеческой и государственной жизни, творческой сущности нации, духовной миссии России в мировой цивилизации, значение которой будет только возрастать. 

Перед властью и обществом, сегодня, стоит величайшая историческая задача: постичь Национальную Идею от Бога, и сообразно этой Цели – провести грандиозную реформацию в области культуры, в соответствие с ее всеобщей и особенной, национальной сущностью. В действительности это означает духовную реформацию, колоссальное напряжение духа народа, его тяжелейшую борьбу с самим собой, самоосвобождение из своей низшей природы, в которой он удерживается либерально-рыночными условиями жизни, локальной и глобальной антикультурой. 

Сам термин «Культура» (Культ Ра – «почитание света») – означает внутреннюю и внешнюю борьбу за духовный свет, за жизнь, достойную ее смысла и назначения. Культуру - в высшем смысле этого слова - следует воспринимать, в первую очередь, как духовное воздействие: манифестацию Духа, осознанное человечеством как Воля Бога, направленную на достижение Его Цели. Культура и цивилизация - два полюса, аналогичны фундаментальной двойственности: дух и материя. Именно через их взаимодействие порождаются и осуществляются человеческая активность, прогресс и развитие всего человечества. 

Таким образом, Дух, осеняющий материю, можно представить в отношении к человечеству как культуру, воздействующую на цивилизацию. Культура - это выражение интеллектуальных и жизненных ценностей у той части человечества, которое формирует связующее звено между внутренним миром жизни Души всего человечества и внешним миром чувственно воспринимаемых явлений. Сообразно этому, высвечивается, что - основная задача культуры - воздействовать на цивилизацию наподобие духа, воздействующего на материю. Таким образом, можно сказать, что культура, буквально - одухотворяет цивилизацию. 

Великий русский художник и ученый, Н.К. Рерих - был одним из немногих в XX веке, кто понимал истинный смысл Культуры и ее космическую роль в человеческой эволюции (см. к теме «Три мира – одна истина»). Он постиг её философское значение и стремился в своем творчестве показать это другим. Смешение понятий Культуры и цивилизации — одно из заблуждений, широко распространенных в ученых и общественных кругах самых разных направлений. 

«Цивилизация — синоним культуры, — говорится в Философском энциклопедическом словаре, изданном в Москве в 1983 г., — уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры». Само по себе, это определение, методологически и философски неверное, усугубляется рядом измышлений о классовых видах культуры — буржуазной и пролетарской. 

Проблему, что есть Культура и что есть цивилизация, нужно решать лишь с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо Культура есть явление Духа. «Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации, — писал Н.К. Рерих. — К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова «Культура» цивилизацией. При этом, совершенно упускается, что сам латинский корень «Культ» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни». 

И если Культура есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех её материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. Оба эти вида деятельности, казалось бы, так тесно связанные между собой, имеют различные источники возникновения и содержат в себе различный смысл своего существа и назначения. 

Отождествление же цивилизации и Культуры приводит к путанице основных понятий, к недооценке духовного фактора в истории человечества. Подмена одного понятия другим, что случается часто и является тотальной мировой проблемой, давала возможность навязывать Культуре несвойственные ей функции, а цивилизации приписывать то, что совсем не было для нее характерным. Методология Культуры и цивилизации, которую находим в очерках Рериха, является одним из фундаментальных и философских моментов, связанных в первую очередь с Космической эволюцией человечества как таковой. 

Один из крупнейших и глубоких философов русского зарубежья Н.А. Бердяев, чьи взгляды во многом совпадали с рериховскими, определял Культуру следующим образом: «Культура связана с культом, ... она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно... Древнейшая из Культур — Культура Египта — началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности.  

Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями». 
И еще: «В более глубоком смысле — ... в эпоху цивилизации Культура продолжает жить в качествах, а не в количествах, она уходит в глубину». В этих двух фрагментах Бердяев сумел охватить наиболее существенные особенности Культуры как ярко выраженной категории Духа. 

Рерих же не только разворачивает и углубляет особенности Культуры, подмеченные Бердяевым, но и вводит многие понятия и определения. Н.К. Рерих в своих очерках, все время обращает наше внимание на то, что во взаимодействии Культуры и цивилизации приоритет должен принадлежать Культуре, что избавит цивилизацию от многих искажений, ей свойственных. «Будем помнить завет Света, — пишет он, — что, прежде всего самое важное для нас будет Дух и творчество, затем идет здоровье и лишь на третьем месте — богатство». 

«В цивилизации, — писал Н.А. Бердяев, — иссякает духовная энергия, угашается дух — источник Культуры. Тогда начинается господство над человеческими душами не природных сил, а магического царства машинности и механистичности, подменяющей подлинное бытие». И еще: «Машина налагает печать своего образа на дух человека, на все стороны его деятельности. Цивилизация имеет не природную и не духовную основу, а машинную основу. Она прежде всего технична, в ней торжествует техника над духом, над организмом. В цивилизации само мышление становится техническим, всякое творчество и всякое искусство приобретает все более и более технический характер. Машинная, техногенная цивилизация перестает нуждаться в философии, искусстве, религии в истинном смысле этих слов. Она подменяет Культуру развлекательной индустрией, на базе которой и возникает так называемая массовая культура, призванная обслуживать материю общества, а отнюдь не питать его дух. Такая цивилизация потакает низким чувствам и инстинктам человеческого тела, убивает его энергетику, мешает гармонии духа и материи, затрудняя человеку дальнейшее эволюционное восхождение». 

И когда мы говорим, что человечество зашло в тупик, наводнив Планету машинами, подчинив человека этой машине, нанеся непоправимый экологический вред природе Земли, а соответственно и самому человеку, мы должны понять причину всего этого. Она, эта причина, состоит в расхождении Культуры и цивилизации, в умалении Культуры и вознесении материальной цивилизации. 

И только Синтез может привести систему «Культура — цивилизация» в состояние, которое будет соответствовать направлению развития Космической эволюции. В конце концов, целью эволюции в нашем плотном мире является сближение духа и материи, достижение гармонии между ними на определенном этапе и, наконец, Синтез духа и материи, который приведет к созданию одухотворенной материи и повысит ее сознательный уровень. Этот Синтез, как утверждал Н.К. Рерих, изменит смысл цивилизации, одухотворит ее и превратит Культуру и цивилизацию в целостное явление, но действующее уже на более высоком уровне.  

Культура, как сущность самой национальной идеи, с помощью власти (читайте "Метафизика власти") и общества, должна стать содержанием всех своих форм, а последние – художественными, социально-экономическими,морально-нравственными и государственно-правовыми явлениями культуры духа многонационального народа России, в том числе и формами собственности, способом производства, общественно-государственным строем, суверенитетом и международными отношениями. 

Любые изменения культуры являются базовыми качественными изменениями, и они всегда идут сверху вниз. В человечестве именно интеллигенция первой чувствует эти изменения, выражая при этом позитивность, и, как следствие, воздействует на массы, которые всегда по отношению к интеллигенции проявляют негативность. Таким образом, формируются основы нового мирового порядка. Чтобы понять его, нам просто необходимо разобраться с метафизикой культуры... 

Для начала, важно осознать, что Культура существует на планете с того самого момента, когда она была принесена группой Великих посланцев с Венеры. Этот исторический момент, запечатлён в легенде о Прометее, открывшем человечеству тайну огня. Здесь символ огня - принцип манаса, или искра ума, данный неразвитому человечеству примерно 18 млн лет назад, в Лемурийскую эпоху. Потом была эпоха Атлантиды, закончившаяся Всемирным потопом. На смену ей пришла Арийская эпоха, существующая и по сей день. Эволюция манаса, или человеческого ума, полностью завершится раскрытием Принципа Христа. Для тех, кто продолжит эволюцию потребуется уже другая культура, и она будет дана... Кем-то, Кто будет назначен следующим Наставником Земли. Каждая эпоха, или человеческая раса, имела собственную культуру, и особенности такой культуры приносил в человечество расовый Наставник. В Восточной философии он именовался как Ману. Тот, о Ком в Ветхом Завете повествуется как о Ное. 

Имеется определённая специфика в культурной традиции каждой эпохи. Первично, было организовано Белое Братство, которое возродило на планете духовную традицию под названием Храм Ибеца. Менялась эпоха, и сменилась культура, которую несло в человечество Белое Братство. Так, во времена Атлантиды основа культурной традиции заключалась в пробуждении у человека природы любви. Смена Атлантической эпохи на текущую, Арийскую эпоху принесла новейшую культурную традицию в человеческое семейство - природу Божественной Воли. В своей культурной традиции человечество прошло от эпохи зарождения ума и осознания собственного имманентного бога (в Лемурийскую эпоху) - через раскрытие природы любви (в Атлантическую эпоху) и осознание наличия трансцендентного бога наряду с имманентным - до способности откликаться на Божественную Волю, через осознание Его Цели. 

Планетарный Бог Земли создаёт определённую новую Культуру, которая, в конечном счёте, создаст на планете такие условия, в результате которых в человеческом семействе должно взрасти семя. Плоды его будут способны выражать Солнечную Волю, что позволит сформировать человеческое ядро следующей Солнечной системы. Венерианская культура, присутствующая на планете, основной целью несла развитие в человеческом семействе манас, или ум, до определенной степени. Это такое состояние ума, когда человек способен выражать любовь-мудрость, а сознание его достигнет стадии не индивидуального самосознания, а группового сознания, т.е. сознания больших совокупностей, когда индивидуум способен распознавать и откликаться на благо для группы, а не для себя любимого. Групповое сознание - более возвышенная эволюционная ступень, на которую должно взобраться человечество в ближайшем будущем.  

Сегодня, в венерианскую культуру, стремительно вмешивается энергия новой, входящей культуры, связанной с планетой Уран. Имеем новый треугольник энергий: Уран-Венера-Земля. Уран инициирует новый порядок жизни и новые условия, которые, в свою очередь, ведут к пониманию причин вещей и к желанию сменить прежний порядок и старые ориентиры на новые. Воздействие сил и энергий Урана совпало с наступлением Новой Эпохи Водолея, взамен уходящей эпохи Рыб. Из астрологии известно, что Уран - ортодоксальный управитель созвездия Водолей и связан с особым явлением, которое известно как влияние некоего «фиолетового» луча, осуществляющего планетарный синтез всего того, что было достигнуто человечеством за примерно 50 тыс. лет его существования. Влияние приходящей уранической культуры (уместно будет ее назвать Грядущая Культура Синтеза), постепенно и неизбежно смещает фокус человеческого сознания в пятое, духовное, царство - Иерархию душ. 

Читая книги русских философов - Вл. Соловьёва и Бердяева, - замечаешь, как мудро авторы подчёркивают божественное воздействие на нацию через национальную идею. Согласно Вл. Соловьёву, Бог, имея Цель для определённой нации, не просто находится в пассивном ожидании: когда же некий духовный наставник нации проникнет в Его Ум и постигнет национальную идею? Нет, Творец действует динамически и непременно задействует Свой Ум таким образом, что, выражая собственную Волю в конкретной нации, Он создаёт определённую национальную культуру. Проводниками этой новой культуры в любой нации всегда были духовно развитые мужчины и женщины, имя которым интеллигенция. 

Интеллигенция – это исконный российский феномен, чисто российское явление. Это понятие, заимствованное из русского языка, сейчас используется во всём мире. В последние годы о русской интеллигенции, как носительнице духовной жизни общества, научного прогресса, философской мысли говорят всё реже и реже. Интеллигенция практически прекратила своё существование как сословие. Социальное расслоение не обошло её стороной, она вместе с расслоением общества распалась и перестала играть какую-либо роль в общественных процессах. Постсоветская либерализация запустила процесс расслоения интеллигенции. Ещё при Б.Ельцине советский монолит начал распадаться. 

Российская же правящая элита (читайте статью "Какая нужна элита России"), пытается сформулировать собственное понятие национальной культуры на будущее, но почему-то всё время оглядывается в прошлое. Будущее её не впечатляет, нет четкого вектора направления и плана в политике (читайте "Зачем России нужен Крым"). Россия сегодня представляется путником, идущим вперёд с повёрнутой назад головой. 

Отрицание необходимости государственной идеологии со ссылкой на статью 13 Конституции РФ, - есть разрушительное по своим последствиям заблуждение, от кого бы оно ни исходило, ибо исторически конкретное государство – это прежде всего совокупная мысль (идея) нации и ее научное постижение (идеология), разум и воля, свободный, нравственно-правовой способ духовной, материальной и организационной жизнедеятельности населения страны. 

Новая Грядущая Культура России, сегодня буквально зависла над страной в виде «ментального облака познаваемых вещей» (здесь будет полезно, ознакомиться со статьей "Россия должна найти смыслы и обрести собственную идею") - божественные идеи, проявляющиеся в виде интуитивных прозрений во всех многочисленных областях человеческого мышления. Россия просто обязана принять, для начала хотя бы в своём сознании, входящую культуру, которую интуитивно, уже давно ждёт всё человечество планеты. 

Современная культура должна раскрывать и стимулировать способности, позволяющие человеку откликаться на Божественный План и участвовать в Его реализации. Перед российской нацией поставлена конкретная задача - выразить Божественную Волю. Поэтому и девиз нации должен быть: «Волю Бога - выражаю». Божественную Волю можно выразить, если знать Его Цель. Если знать Цель - можно увидеть, как верстается План для конкретной нации. Любая нация, знающая своё место в Плане Бога, верно определит свою культуру и выразит её через собственную ценностную традицию и любые виды искусства, творчества, просвещения. 

Вот поэтому с таким нетерпением мировое сообщество ждёт от России духовного прозрения. Когда же она перестанет оглядываться назад и копаться в ворохе исторических событий, пытаясь разглядеть там проростки новой культурной общности? Пустое! Надо смотреть вперёд. Основы государственной культурной политики нации не должны основываться на принципе историзма, а исключительно только на знании собственной миссии перед Богом (о миссии России, значимая статья: "Зачем появился Воланд в Москве?"). 

Когда новая Грядущая Культура сложится на основе распознавания Российской Национальной Идеи, её подхватит интеллигенция и тогда появятся: новая культура человеческих взаимоотношений как внутри страны, так и за её пределами; новая культура власти, основанная на её метафизическом осознании; новая культура бизнеса, основанная на традициях мирового хозяйства Бога; новая культура денег, основанная на правильном их применении, через осознание их метафизической сущности (метафизика денег, прекрасно изложена в статье "Метафизика денег"); новая культура в многогранном российском искусстве и творчестве. 

Культура России была, есть и будет определяться только её миссией в отношении Бога планеты. Для России же, выражать Волю Бога - единственная ценность. Ядро русской культуры, оно действительно остаётся неизменным - выражать Волю Бога. Дело в том, что Миссия России была определена задолго до её зарождения. Были заданы основные временные вехи, выстроены пути реализации, назначены ключевые исполнители. Далее вся российская история разворачивалась последовательно: времена Царя Ивана Грозного, романовская эпоха, советский период, либерально-олигархическая демократия. Всё это видится как творческое осуществление Плана под углом Российской Национальной Идеи, что в Уме Бога.  

Общество любой нации никогда не расколется, если будет скреплено общей идеей. Такой идеей, которая может быть только от Бога, а значит, не будет наделять нацию некой исключительностью. Ведь каждая нация, участвующая в Плане, по сути, составная часть всего человечества. Миссия такой нации гармонично будет сочетаться с миссиями остальных наций. Как же осознать Национальную Идею? Только смиренное обращение к Богу с целью проникнуть в Его Ум, как писали Вл. Соловьёв и Бердяев. 

Сегодня над Россией облаком парит новое откровение Божественной Воли. Оно несёт в себе новейшую Культуру для всех, кто проживает на её территории. Чтобы соприкоснуться с этой, Грядущей Культурой, необходимо понять, в чём смысл Божественной Воли на планете. И это непросто. Человечество, например, до сих пор так и не выразило Божественную Любовь, принцип которой был дан ему в Нагорной проповеди, почти 2 тыс. лет назад. Настало время новой культуры, основанной не на откровении Божественной Любви, а на способности выражать Волю Бога. И это предстоит сделать России. Осуществить это можно... зная Его Цель. 

Культура России является составной частью единой общечеловеческой культуры пятой, Арийской расы наряду с двумя остальными, такими же важными по значимости культурами. В этой троичности культура сегодняшней России выражает качество Воли Бога и, таким образом, инициирует синтезирующие процессы. Другую культуру, выражающую качества Божественной Любви, будут нести в себе страны ЕС и США. Последнюю, третью культуру, выражающую в себе Божественный Интеллект через человеческую активность в миру, проявит Израиль, поглотивший в себя культурные традиции стран Ближнего Востока. 
Подобно человеческой душе, любая нация так же имеет собственную душу. И так же, как и у человека, эти души могут быть зрелые и работать над осуществлением Планов Творца. Россия относится к типу нации, выражающей качество, аналогичное интеллигенции у человека. Следовательно, Россия - носитель культуры для человечества, но только в отношении осуществления ею Планов Творца. Для страны это и будет считаться благополучием нации. 

Хочу обратить внимание, на еще одну важную тему, в связи с культурой – проблема речи. Ядро русской культуры заложено на территории современной России, а развитие культуры стимулируется речью. Дело в том, что, безусловно, с приходом новой Грядущей Культуры Синтеза, появится и новая терминология. Речь, при этом, как инструмент культуры, должна быть всегда правильная, без искажений. На проблему подмены речи, указывал еще В.И. Ленин в своей статье «Не пора ли объявить войну коверканию русского языка», он писал: «Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно... Конечно, когда человек, недавно научившийся читать вообще и особенно читать газеты, принимается усердно читать их, он невольно усваивает газетные обороты речи. Именно газетный язык у нас, однако, тоже начинает портиться. Если недавно научившемуся читать, простительно, употреблять, как новинку, иностранные слова, то литераторам простить этого нельзя. Не пора ли нам объявить войну употреблению иностранных слов без надобности?.. Перенимать французско-нижегородское словоупотребление – значит, перенимать худшее от худших представителей русского помещичьего класса, который по-французски учился и, во-первых, не доучился, а во-вторых – коверкал русский язык».  

Речь является продолжением мысли, которая может быть продуктом либо правильного, либо неправильного употребления ума. Правильное использование ума направлено на решение групповых задач, развития группового сознания, т.е. на достижение блага целого, или больших совокупностей. В противоположность, неправильное употребление ума направляется на индивидуальное благополучие. Обусловленная этим речь, таким образом, будет разделяющей, основывающейся на конкуренции, а не на сотрудничестве. Интеллигенция, объективный носитель культуры, посредством правильной речи (словесной либо письменной) должна направлять в воспринимающую цивилизацию понимание группового сознания, сотрудничества, интеграции. 

В заключении, напомню, что Русская культура с момента её зарождения, всегда, основывалась на факте признания её божественности. И новая Культура России будет от Бога, от Того, Кто насыщает нашу планету Своей Жизнью. Это будет Культура, которая сможет выразить Его Волю и будет направлена на достижение синтеза всех существующих культур.

http://prosvetitel.blagorussia.ru/prosvetiteli/gradusaa-kultura-i-nacionalnaa-idea-rossii

Комментарии

Поделиться: