Что неизбежно уничтожает целые народы, не говоря даже об отдельных людях? Почему одни народы увеличивают свою численность, а другие нет?
Возможно нижеизложенное позволит найти способы сделать это неизбежное маловероятным. Сейчас это важно для России, где происходит постоянное сокращение численности коренного населения.
И что бы понять, как это исправить, надо начать с основ эволюции жизни.
Живые организмы могут воздействовать на окружающую природу, изменяя ее. Меняя для своего выживания. Превращая внешнею среду во внутреннею.
Простые организмы делают это всего несколькими способами (разными для каждого отдельного вида).
А сложно устроенные живые организмы, например животные могут воздействовать на окружающее их пространство очень по разному. Значительно повышая свои шансы для выживания.
Все известные на сегодня живые организмы передают своим потомкам эти способы воздействия на окружающую среду, через генетический код. Значительную часть этих способов часто называют называют инстинктами.Живые организмы могут воздействовать на окружающую природу, изменяя ее. Меняя для своего выживания. Превращая внешнею среду во внутреннею.
Простые организмы делают это всего несколькими способами (разными для каждого отдельного вида).
А сложно устроенные живые организмы, например животные могут воздействовать на окружающее их пространство очень по разному. Значительно повышая свои шансы для выживания.
А сложно устроенные организмы, в том числе и человек, кроме инстинктивного способа и другими способами (кроме генетических, через другие информационные коды), которые традиционно называют навыками.
Сразу непросто понять, где пролегает граница между изначально заложенными инстинктами и приобретенными человеком (как, впрочем и другими сложно устроенными живыми организмами) навыками. Четко определить эту границу могут только эксперименты над человеком, которые по своей сути аморальны и уничтожают жизнь этого человека, или трагические случайности, как например, истории детей "маугли", воспитываемые дикими животными. Менее четко граница между инстинктами и навыками человека определяется путем экспериментов над другими животными, что впрочем также вызывает справедливые возмущения у многих людей.
Примером такого трудно определяемого навыка-инстинкта может служить один из самых эффективных способов обучения "Делай как Я", где человек не задумываясь "на автомате" получает другие навыки. Заложена эта способность воспринимать визуальную информацию для "копирования" от другого представителя своего вида на генном уровне или это приобретаемый навык? - понять сегодня трудно. Но есть множество способов воздействия на окружающее пространство, про которые можно с уверенность утверждать, что они именно приобретенные способности, то есть навыки. Например, письменность, умение разжигать огонь, устный язык и множество других. Правда не всегда язык, как таковой это приобретенный навык, например, у пчел их язык (движения танца) возможно передается генетически.
Число навыков у человека и особенно в целом у человечества стремительно растет, и эти навыки к тому же разнятся по степени воздействия на окружающую среду.
Если замкнуть этот график в круговую диаграмму, то получается фигура в виде хорошо знакомого многим простейшего биологического существа - амебы. Возможно это и не случайно.
Кстати, навыки схожие по степени и характеру воздействия на окружающую среду хорошо группируются вместе, образуя как бы похожие отростки-щупальца, но при незначительном числе навыков они более похожи на иголки в графическом отображении.
Хотя, конечно лучше представлять эту фигуру объемно (в нескольких проекциях), например, похожей на свернутого в клубок "ежика". Можно конечно и как амебу, осьминога, кому как удобнее. Навыки имеют не только люди, но и высшие животные, и эти ежики есть и у них.
Как же взаимодействуют эти ёжики из навыков между собой?
Всего два способа взаимодействия:
- конфликт (разрушение);
- сотрудничество (созидание).
При сотрудничестве нет разрушения, а происходит заполнение внешней среды именно тем навыком, который наиболее выгоден группе ежиков (людей). Чем больше навыков сотрудничества и они более развиты, тем больше численность и устойчивость сообщества (группы) к воздействию внешней среды, в том числе и к агрессии других, как и групп, так и отдельных ежиков.
Сотрудничество образует устойчивые группы, а конфликты уничтожают нежизнеспособные сообщества, то есть: в сообществах те ежики, которые не умеют сотрудничать погибают (или не могут развиваться/размножаться). Именно разрушение и созидание являются механизмом эволюции, как малых, так и больших сообществ (систем).
Большое число конфликтов внутри сообществ и малое число сотрудничества, и уничтожают нежизнеспособные сообщества (народы). Увеличивают свою численность в долгосрочной перспективе те народы, где сотрудничество ежиков больше чем у других.
Эти графические схемы на плоскости не достаточно полно отражают все возможные варианты взаимодействия навыков, например, размножение и смерть от старости, количество взаимных связей, взаимозависимость друг от друга и многие другие. Однако многие навыки можно группировать по разным показателям, в том числе и по уровням.
Например, исходя из человеческого способа восприятия можно сказать, что есть пять уровней познания (навыков), которые ведут к Совершенству:
- Возможность получить свой опыт (навык) - помогает человеку развиваться;
- Возможность получить чужой опыт - увеличивает скорость развития (+);
- Возможность приобрести опыт по познанию получения опыта (как метода) - умножает скорость развития (*);
- Возможность знать Все - дает абсолютное знание (∞*∞);
- Возможность сотворить Все (а точнее, уже Сотворение Всего) - дает уровень Совершенства (∞∞) и многие понимают это совершенство, как Бога.
Но это уже другая эволюция. А описанную выше эволюцию можно назвать культурной. Ведь Культура в самом простом (необходимом) понимании, это совокупность навыков.
Возможно культурная эволюция и создаст новую разумную сущность (именно, как совокупность навыков). Эти ежики визуально похожи на нейроны человеческого мозга по своему способу взаимодействия, да и по своей численности число людей тоже в ближайшем будущем приблизится к числу нейронов в человеческом мозге. Как эта сущность будет называться в будущем, субстанцией Ноосферы, зарождением Бога, Высшим Разумом или как-то по другому, это не так важно.
Главное, Культурная эволюция идет более высокими темпами, чем биологическая человеческая и научно-техническая эволюции. Есть еще, например, такие части культурной эволюции, как искусство, образование, и многие навыки из них повышают устойчивость сообществ.
http://www.blagorussia.ru/evolucia/kulturnaa-evolucia
Комментарии
Отправить комментарий