Многие довольствуются простым утверждением: дескать, живём, чтобы выжить в любых условиях и доказать остальным, что мы сильнее и лучше, а наш образ жизни – самый правильный. Этот подход очевидно поверхностен, и тем, кто придерживается подобного мнения, читать дальнейшие рассуждения не стоит.
Другие полагают, что достижение хороших («человеческих») условий жизни – это достаточно значимая задача для любого народа, в том числе и для русского. При этом предполагается, что если изжить все многочисленные социальные недостатки и недоработки, с которыми мы все сталкиваемся в процессе своей обыденной жизнедеятельности, то тогда-то и реализуются все народные чаяния и мечтания, и будет на Руси всем жить хорошо. По этому поводу мне бы хотелось высказать одно суждение, которое не вызовет радости у сторонников данной идеи. Необходимость улучшения социальных механизмов отрицать никто не собирается, но к чему может привести человеческое сообщество идеальная жизнь? Был проведён эксперимент на мышах, которых поместили в идеальные для них условия жизни – корм, вода, температура, обширное жизненное пространство. Поначалу мышиная колония бурно разрасталась, потом развитие остановилось, а через некоторое время начались процессы деградации. Результатом эксперимента было полное вырождение популяции. Задумайтесь – не ждёт ли это несветлое будущее тех наших счастливых потомков, которые будут жить в райских условиях, не зная трудностей и препятствий? Повторюсь, чтобы не быть неверно понятым, - улучшение жизненных условий, безусловно, процесс необходимый, но он не может быть единственной и окончательной целью человеческого сообщества. Абсолютизация «хорошей жизни» - весьма распространённая ошибка тех, кто всё время сталкивается с неустроенностью и непродуманностью жизненных условий, но это отсутствие порядка и гармонии – явление преодолимое. А преодолев его, к чему мы придём? К концу истории?
Другая ошибка социальных, экономических и политических реформаторов, к которой мне бы хотелось привлечь внимание, заключается в пренебрежении человеческим фактором. Считается, что мы – такие, как есть здесь и сейчас – уже готовы для новой, прекрасно обустроенной жизни. И стоит только усовершенствовать существующие общественные и экономические взаимоотношения, как наступит всеобщее счастье. А задумывается ли кто-нибудь о том, что совершенная система не может быть построена из несовершенных компонентов? Можно придумывать и рассчитывать сколь угодно эффективные и обоюдовыгодные схемы взаимодействия, но если человек входит в эти схемы с намерением нажиться за счёт остальных участников, то ни одна из них не сможет работать, как должно. Хищническая настройка сознания любые схемы превратит в средство личного обогащения.
Своеобразие нынешнего периода заключается в том, что большинству жителей РФ зрелого возраста не нравится капитализм, но ничего лучшего предложить пока никто не в состоянии (возврат к социализму советского образца – не вариант), ибо некапиталистические системы работают малопродуктивно. Это происходит потому, что мы ментально и нравственно не готовы к более высокоразвитому и более эффективному образу жизни, который, я уверен, возможен и непременно будет осуществлён, но только при условии более совершенного, чем сейчас, общественного сознания. (Скажу больше – капитализм необходим нашему обществу для того, чтобы оно смогло дорасти до нового уровня сознания. История показывает, что следуя по лестнице развития, никакая общественно-политическая формация не может перепрыгнуть через очередную ступень, а капиталистические отношения – одна из таких ступеней. У России не было возможности полноценно «повариться» в капитализме с 1917 года, поэтому ей (и нам) приходится проходить эту стадию сейчас. Это не повод для печали и сетований, ибо любое общество, и наше в том числе, способно форсировать темпы своей эволюции, и приобрести необходимый исторический опыт в ускоренном режиме.)
Вернёмся к теме человеческого фактора и подытожим – главным препятствием для улучшения качества жизни является то свойство современного общественного сознания, которое можно условно обозначить, как паразитизм (стремление получить больше, чем дать). Та настройка сознания, которая способна привести к радикальной трансформации общественного менталитета (и обязательно приведёт), может быть обозначена, как стремление к симбиозу, т.е., взаимному удовлетворению интересов. Насильственно привить эту установку невозможно. Её можно лишь взрастить. И тем из нас, кто живёт в это непростое время и мечтает о лучшей жизни, необходимо весьма плотно поработать над собственным сознанием, чтобы очистить его от всего того, что мешает приходу новой эпохи в истории человечества – эпохи гармонии и преобладания симбиотичного мышления. Почему эта работа представляется мне столь важной?
Общество составлено из отдельных людей, – нас с вами. Никто не идеален и никто не совершенен, но стать лучше по силам любому. Самосовершенствование – глубинная потребность человека, формы и способы самоулучшения и самотворения применялись, развивались и оттачивались человечеством веками и тысячелетиями. Наша задача в данное время – исследовать наиболее эффективные методы, адаптировать их к современным условиям жизни и взять на вооружение для того, чтобы улучшая себя, ускорить развитие общественного сознания. Для выполнения этой задачи необходимо изучить существующие технологии самотрансформации, выделить основные идеи, на которых базируются эти методики, и реализовать эти идеи наиболее доступными и продуктивными способами, гармонично и ненасильственно, с использованием всех достижений нашего времени.
Например, одной из базовых идей самосовершенствования является концепция многоаспектности человека. Физкультура и спорт сосредоточены на развитии физического аспекта, система образования, нравственность и культура развивают ментальный и эмоциональный аспект - сознание, но существуют и другие аспекты, которые нуждаются в укреплении и развитии – например, энергетический. Эти три аспекта – физический, энергетический и духовный должны совершенствоваться комплексно и равномерно, ибо все они одинаково важны.
Теперь перейдём к русской национальной идее. На самом деле эта идея существует (и существовала всегда), но пока не выражена, ещё не приобрела отчётливого словесно-образного воплощения. Это то, что все чувствуют, но не могут сказать, исключительно интуитивное понимание. Попробуем перевести это бессознательное чувствование в область более или менее конкретных концепций.
Для этого воспользуемся мыслью гениального Шри Ауробиндо, который в своей книге «Человеческий цикл» сказал, что общеизвестный лозунг «свобода, равенство, братство» является не только мотивационно-пропагандисткой формулировкой, но отражает три метапрограммы (или сверхзадачи), которые реализуются человечеством в его процессе исторического развития. Уточним – крупнейшие сообщества народов (суперэтносы) воплощают в своей жизнедеятельности ту из означенных метапрограмм, которая ближе их духу. Евроамериканский суперэтнос руководствуется идеей свободы, и одно из его самоназваний – свободный мир, и подразумевается при этом прежде всего свобода индивидуальности, отдельной личности. Китай и некоторые другие дальневосточные страны, избравшие коммунистическо-социалистические системы общественных взаимоотношений, работают с идеей равенства и доминирования коллективных интересов. Русскому миру близка идея братства, и, полагаю, рано или поздно, отечественные мыслители создадут превосходную идеологию, базирующуюся на этом концепте (начало этому было положено ещё в позапрошлом веке). Сейчас я не буду углубляться в аргументацию, подтверждающую это мнение, пусть читатель решает сам – соответствует оно его чувствованию или нет. Хочу только подчеркнуть, братство – это и есть те симбиотические настройки сознания, о необходимости которых уже было сказано выше.
Я полагаю, что именно идея братства будет духовной основой преобразований, благодаря которым паразитарный по своей сути капитализм уступит место новым, симбиотическим отношениям. И для этого нет необходимости в каких-то насильственных действиях, в революциях и переворотах. Величайшая из революций произойдёт в области общественного сознания, в области психической жизни, а не в политических или в экономических структурах. Для этой революции нужны не вооружённые силы, а просветительская работа самосовершенствующихся. Главной же формой такой просветительской деятельности является личный пример. Только человек, достигший симбиотического сознания, может учить этому других.
Понятно, что этот путь – не для всех и каждого, но я обращаюсь только к тем, кто чувствует настоятельную внутреннюю потребность в преобразовании себя и окружающего мира (первое и второе тесно взаимосвязано, фактически неотделимо одно от другого). Такие люди были всегда и всегда чувствовали своё отличие от тех, кто вполне удовлетворён существующим порядком вещей. Я бы назвал эту особую группу людей прогрессорами, ибо благодаря им и происходит неторопливый, но постоянный процесс эволюции сознания человечества. Прогрессоры – термин, пришедший к нам из научной фантастики, но истинные прогрессоры не засланы к нам высокоразвитыми цивилизациями (хотя это и не исключено ). Настоящий, скромный труженик прогрессор ежедневно работает над приближением светлого будущего только тем, что использует в своей жизни те модели поведения, которые свойственны не сегодняшнему дню, а именно тому самому будущему, о котором мы все мечтаем. С помошью своих поступков он создаёт вокруг себя пространство опережающего развития, этакую капсулу будущего, некоторый островок света и позитива, являющийся плацдармом для последующей победы нового и прогрессивного. При этом, несомненно, он часто производит впечатление белой вороны, но это страшит только людей с первичным, массовым типом сознания. Например, в средневековой Европе не были приняты частые омовения, и даже представители правящих семей порой мылись раз десять в течение жизни. Представьте, как в такой обстановке относились к чистюлям, посещавшим баню раз в неделю. А тех, кто ежедневно принимает душ, вообще считали бы сумасшедшими или сектантами. Так вот, прогрессор – это тот, кто способен ежедневно принимать водные процедуры, несмотря на общественное непонимание и даже осуждение. Применительно к нашему времени, прогрессор – это человек, который очищает не только тело, но и сознание, и энергетику. И очищая своё психическое пространство от паразитических установок, он естественным и неизбежным образом приходит к тому гармоничному состоянию духа, которое и является основой и первым признаком симбиотичного сознания.
Какие формы примут движения прогрессорского типа? Количество людей, стремящихся к самосовершенствованию, понемногу растёт, поэтому увеличивается число разного рода сообществ и течений, объединяющих тех, кто склонен к прогрессорству. Можно сказать, что нарастает неявная конкуренция школ и традиций, предлагающих свои методы самосовершенствования. Я считаю, что пришло время объединения и интеграции таких групп с целью создания общего и универсального пути, базирующегося на научном мышлении и богатом опыте минувших времён. Я не вижу никаких причин, препятствующих тому, чтобы это эпохальное событие произошло в России. Славянская культура не просто перенимала то, что приходило к ней от соседей, а творчески видоизменяла это, приспосабливая «под себя», под свой аутентичный стиль жизни. Ближайшими аналогами такой формы человеческой деятельности являются академические учебные заведения, музыкальные и художественные школы, а также спортивно-физкультурные структуры и объединения. Полагаю, что предполагаемая «Академия самосовершенствования» объединит в себе черты всех этих форм и направлений, и при этом выйдет на качественно новый уровень деятельности, недоступный ныне существующим структурам (хотя бы потому, что комплексное развитие всех аспектов человека – это намного более эффективный подход). Но это произойдёт в будущем, а задачи настоящего – неуклонное личное самосовершенствование и поиск единомышленников.
Комментарии
Отправить комментарий